Необходимо помнить, что режим труда и отдыха водителей, а также правила автомобильной перевозки регулируются следующими документами:
— Трудовым кодексом;
— гл. 40 «Перевозка» Гражданского кодекса;
— Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав);
— Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об автомобильных дорогах);
— Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон о безопасности дорожного движения);
Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27 (далее — Положение об обеспечении безопасности дорожного движения);
Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (далее — Положение о работе и отдыхе водителей);
Примечание Данное Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ.
— Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 N 28 (далее — Правила по охране труда);
— Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Минавтотрансом России 30.07.1971 (далее — Правила перевозки грузов);
— Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства от 14.02.2009 N 112 (далее — Правила перевозки пассажиров);
— Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 08.08.1995 N 73 (далее — Правила перевозки опасных грузов);
— Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Минтрансом России 27.05.1996 (далее — Инструкция);
— Перечнем грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР N 460, Секретариата ВЦСПС N 26-60 от 03.11.1986 (далее — Перечень);
Прием на работу водителей.
Согласно статьи 328 Трудового кодекса РФ лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти соответствующий профессиональный отбор и профессиональную подготовку. В данном случае претенденту придется предоставить водительское удостоверение соответствующей категории (А, В, С, Д, Е).
В соответствии с п. 3.1.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения к управлению транспортными средствами допускаются только после прохождения соответствующей стажировки следующие категории лиц:
— впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы;
— имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года;
— назначаемые для работы на горных маршрутах;
— переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров.
Примечание: Квалификационные характеристики на водителей с 1 по 3 классы можно посмотреть в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102. При этом квалификационные характеристики на водителей с 4 по 6 разряды прописаны в Постановлении Минтруда России от 10.11.1992 N 31.
Согласно статьи 338 ТК РФ прием водителя на работу производится только после прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра. В данном случае целью освидетельствования является определение у кандидатов медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (п. 2 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Примечание: Также в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, обязательным является осуществление предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров. Порядок проведения медосмотров утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83.
Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» изложены в Письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32.
При заключении трудового договора необходимо помнить:
Согласно статьи 57 ТК РФ условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), необходимо отразить в трудовом договоре.
Также следует иметь в виду, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ). Перечень категорий работников, чья работа носит подвижной (разъездной) характер, в настоящее время нормативно не установлен.
На основании статьи 168.1 ТК РФ сотрудникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы. При этом размеры и порядок возмещения затрат, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Нормативы и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.