(продолжение темы: «Условия труда водителей»)
Рабочее время водителя состоит из следующих периодов (п. 15 Положения о работе и отдыхе водителей):
— время управления автомобилем;
— время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
— подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
— время проведения медосмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
— время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
— время простоев не по вине водителя;
— время проведения работ по устранению возникших в течение работы неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
— время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
— время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;
— время в других случаях, предусмотренных законодательством.
Обратите внимание: согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Здесь следует руководствоваться Перечнем работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства от 19.01.2008 N 16.
Специальные перерывы для отдыха
На междугородных перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем водителю должен быть предоставлен специальный перерыв от управления автомобилем в пути. Продолжительность такого отдыха составляет не менее 15 минут. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более чем через каждые два часа. В том случае, когда время специального перерыва совпадает со временем перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется (п. 19 Положения о работе и отдыхе водителей).
Отметим, что частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность должны быть указаны в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
Время управления автомобилем
Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов. При этом в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов время управления не должно быть более 8 часов (п. 16 Положения о работе и отдыхе водителей).
Между тем при суммированном учете время управления автомобилем в течение периода смены может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п. 17 Положения о работе и отдыхе водителей).
Кстати, при суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом сверхурочной работы не может превышать 90 часов (п. 18 Положения о работе и отдыхе водителей).
Другие особенности учета рабочего времени водителей
Время охраны груза и автомобиля засчитывают водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Вместе с тем, если перевозку на одном автомобиле осуществляют два водителя, то время на охрану учитывают в рабочее время только одному водителю (п. 21 Положения о работе и отдыхе водителей).
Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей засчитывают ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретные нормативы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (п. 22 Положения о работе и отдыхе водителей).
Время отдыха
Время отдыха водителя состоит из следующих периодов:
— специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути (см. раздел «Рабочее время»);
— перерывов для отдыха и питания;
— ежедневного (междусменного) отдыха;
— еженедельного непрерывного отдыха;
— нерабочих праздничных дней;
— отпусков (основного и дополнительного).
Перерывы для отдыха и питания
Как и другим работникам, водителям в течение рабочего дня (смены) должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (ст. 108 ТК РФ).
Вместе с тем, при установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут быть предоставлены два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут (п. 24 Положения о работе и отдыхе водителей).
Ежедневный (междусменный) отдых
Ежедневный (междусменный) отдых, вместе со временем перерыва для отдыха и питания, должен составлять не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
Пример 1. В предшествующий отдыху рабочий день:
— время работы — 8 ч;
— перерыв для отдыха и питания — 1 ч.
В результате продолжительность междусменного отдыха должна составить не менее 15 ч (8 ч x 2 — 1 ч).
Между тем, при суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного (междусменного) отдыха должна составлять не менее 12 часов. На междугородних перевозках продолжительность такого отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть меньше времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы (п. 25 Положения о работе и отдыхе водителей).
Еженедельный непрерывный отдых
Еженедельный непрерывный отдых непосредственно предшествует или следует за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность составляет не менее 42 часов (п. 26 Положения о работе и отдыхе водителей).
При суммированном учете рабочего времени выходные устанавливают в различные дни недели согласно графикам работы. При этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Положения о работе и отдыхе водителей).
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. Однако, в среднем за учетный период длительность еженедельного непрерывного отдыха должна составлять не менее 42 часов (п. 28 Положения о работе и отдыхе водителей).
Отпуска
Некоторым водителям положен не только основной ежегодный отпуск, но и дополнительный оплачиваемый отдых. К примеру, у сотрудников с ненормированным рабочим днем дополнительный отпуск не может быть менее трех календарных дней (ст. 119 ТК РФ). Лицам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, — не менее 7 календарных дней (Статья 117 ТК РФ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870; Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22).
Режим рабочего времени
Привлечение водителей к работе в выходной день, в нерабочие праздничные дни, а также сверхурочно производится в соответствии с порядком, прописанным в Трудовом кодексе. У водителей, как и у остальных сотрудников, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). При этом для водителей, трудящихся по календарю пятидневной рабочей недели, длительность ежедневной работы (смены) не должна быть более 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели — 7 часов (п. 7 Положения о работе и отдыхе водителей). Тем не менее из данного правила есть и исключения, так что рассмотрим их подробнее.
Ненормированный рабочий день
Нередко руководители фирм устанавливают для персональных водителей ненормированный режим рабочего времени. При этом многие забывают, что согласно ст. 101 ТК РФ привлечение сотрудников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени должно носить не систематический характер, а происходить время от времени (т.е. эпизодически) и в определенных случаях (Письмо Роструда от 07.06.2008 N 1316-6-1).
В п. 14 Положения о работе и отдыхе водителей сказано, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день. При этом количество и продолжительность рабочих смен определяют исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляют на общих основаниях.
Сменная работа
При сменном режиме каждая группа сотрудников производит работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (ст. 103 ТК РФ).
Отметим факторы, которые следует знать при составлении графиков сменности (ст. 103 ТК РФ, п. 4 Положения о работе и отдыхе водителей):
— работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ;
— графики сменности для всех водителей составляются ежемесячно на каждый день (смену);
— графиками сменности устанавливаются: время начала, окончания и продолжительность ежедневной смены, время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного и еженедельного отдыха;
— графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору;
— графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие;
запрещается работа в течение двух смен подряд.
Суммированный учет рабочего времени
В тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливают суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность учетного периода составляет один месяц. На перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может быть продолжительностью до 6 месяцев. Учтите, что суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников (п. 8 Положения о работе и отдыхе водителей).
При суммированном учете продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов (п. 9 Положения о работе и отдыхе водителей). Исключение составляют следующие случаи, когда продолжительность работы может быть увеличена до 12 часов (п. п. 10 — 12 Положения о работе и отдыхе водителей):
— при осуществлении междугородных перевозок, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;
— водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах (по согласованию с представительным органом работников);
— водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, связи, аварийных служб, технологические перевозки (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные), перевозки на легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, в случае если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Если при осуществлении междугородной перевозки пребывание водителя в автомобиле составляет более 12 часов, то в рейс направляются два водителя. В данном случае автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя (п. 10 Положения о работе и отдыхе водителей). При направлении двух и более водителей для совместной работы на срок более двух суток работодатель обязан назначить работника, ответственного за охрану труда (п. 2.3.1.11 Правил по охране труда).
Разделение рабочего дня на части
Вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной длительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 105 ТК РФ).
В п. 13 Положения о работе и отдыхе водителей предлагается вводить разрывной график (речь идет о двух частях рабочего дня) водителям автобусов, трудящимся на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах. При этом следует получить согласие самого работника. Перерыв между двумя частями рабочего дня:
— предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей;
— устанавливается не позже, чем через 4 часа после начала работы;
— продолжительность перерыва должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания;
— такой отдых в рабочее время не включается.
Рассмотрим разделение рабочего дня на части на примере.
Пример. Разделение рабочего дня на части:
— 8.00 — 12.00 — рабочее время;
— 12.00 — 14.00 — перерыв между двумя частями рабочего дня;
— 14.00 — 15.00 — перерыв для отдыха и питания;
— 15.00 — 19.00 — рабочее время.
В результате разделения рабочего дня на части:
— рабочее время — 8 ч;
— перерыв между двумя частями рабочего дня — 2 ч;
— перерыв для отдыха и питания — 1 ч.